Выбираем шины для автомобиля: советы по подбору от 24Колеса
Перед тем, как выбрать шины, внимательно изучите этот материал. Обязательно обратитесь к руководству по эксплуатации — в нём есть полезная информация. Осмотрите установленные на машине покрышки — на них есть маркировка, по которой можно сориентироваться. Ещё выбор стоит делать с учётом стиля вождения и условий эксплуатации автомобиля.
В этой статье 24Колеса ответит на вопросы, связанные с выбором шин. В случае, если что-то остается непонятным — всегда можно обратиться к нам и посоветоваться. Давайте разбираться вместе.
Значение правильного выбора
Шины — это элемент автомобиля, посредством которого он взаимодействует с дорожным покрытием. Через них передаётся крутящий момент, повороты рулевого колеса, нажатия на педали газа и тормоза. Существует и обратная связь. В зависимости от резины автомобиль по-разному реагирует на изменения состояния дороги, скорости, угла атаки при манёврах. Навыки, мастерство и манера езды водителя могут быть умножены на ноль, если колёса "обуты" в плохую, неподходящую резину.
Перед тем, как выбрать шины для автомобиля, следует разобрать по пунктам — на что влияет выбор:
- Управляемость. На правильных покрышках управление машиной понятное, предсказуемое, внятное. Она чётче реагирует на действия водителя, не "плавает" и не входит внезапно в неуправляемый занос.
- Тормозной путь. У каждого автомобиля он свой, и зависит в большей степени от массы и состояния дорожного покрытия. Чтобы остановить массу, нужна максимальная сила трения, которую могут обеспечить только правильные шины.
- Динамика. Тоже у каждого автомобиля своя, и зависит от мощности двигателя, массы, привода. Однако шины могут изменить динамику на 20-40% как в лучшую сторону, так и в худшую.
- Комфорт. Зависит от резины потому, что через них непосредственно передаются на кузов неровности дороги.
- Расход топлива. У разных шин разное сопротивление качению. Этот параметр может менять расход на 10-20%. В обе стороны.
- Безопасность. Комплексное понятие, складывающееся из управляемости и тормозного пути. Даже динамика и комфорт косвенно влияют на безопасность.
- Ресурс. Срок службы комплекта резины в номинальных режимах эксплуатации — 1-5 сезонов. Сколько прослужит ваши — зависит от того, как и что вы выбирали.
Отдельно стоит напомнить, что гражданский автомобиль ездит не по кольцевому треку с однотипным покрытием. Летом есть сухой асфальт, грунтовка, лужи, грязь. Зимой свежий снег, укатанный, а также "каша”, чистый лёд. Не существует идеальной резины на все эти случаи. Однако есть покрышки, о которых можно сказать, что они более универсальные, чем остальные.
Критерии выбора шин для автомобилей: советует 24Колеса
Приоритетной информацией, на которую следует ориентироваться в первую очередь, являются рекомендации производителя автомобиля. Они есть в оригинальном руководстве по эксплуатации и на официальных ресурсах. Ещё подсказки есть на информационных табличках, которые есть на машине. Обычно они расположены под капотом, на стойках дверных проёмов, лючке бензобака. Этих данных достаточно, чтобы подобрать шины по параметрам. Кроме того, существуют дополнительные критерии, зависящие от времени года, климата, стиля вождения.
К основным параметрам относятся:
- сезонность;
- индекс нагрузки и скорости;
- размеры;
- тип и рисунок протектора;
- производитель.
Разберём их детальнее.
Сезонность резины — основные принципы выбора
По этому критерию различают три вида автомобильных покрышек:
- Летние.
- Зимние.
- Всесезонные.
Летние — для эксплуатации при температуре окружения от +7 градусов Цельсия и выше. Состав разработан таким образом, чтобы резина сохраняла достаточную жёсткость в тёплое время года. При проектировании протектора учитываются основные состояния дорожного покрытия — сухой и мокрый асфальт, лужи, грунтовка, грязь. В жару не размягчаются слишком сильно, а значит не выкрашиваются целыми кусками при маневрировании, разгоне и торможении.
Зимние— для эксплуатации при температуре окружения от +7 градусов Цельсия и ниже. Состав подобран так, чтобы резина не теряла эластичность на морозе, обеспечивая максимальное пятно контакта с покрытием. Протектор, как правило, состоит из многочисленных островков с мелкими канавками и глубокими прорезями. Это нужно для уверенного сцепления со свежим снегом и льдом, быстрого отвода "каши".
Примечание. Зимние покрышки подразделяются на две общие группы — шипованные и нешипованные (липучки). Шипованная резина оснащена металлическими шипами, которые обеспечивают наилучшее сцеплении с "голым" льдом и укатанным снегом. На асфальте отличаются повышенной шумностью. На каменных дорогах могут существенно увеличивать тормозной путь.
Всесезонные — для эксплуатации при умеренных температурах окружения. В мороз не дубеют настолько же сильно, как летние. Но и не настолько хорошо сохраняют эластичность, как полноценные зимние. В жару склонны к ускоренному износу. Не предназначены для скоростной езды по трассе.
Примечание. Всесезонные покрышки выгодно использовать в регионах с мягкими зимами и умеренным климатом. Также это хороший вариант для запасного колеса. Некоторые автовладельцы используются "всесезонку" для езды осенью и весной.
Последствия эксплуатации резины неподходящей сезонности
Самые грустные последствия при эксплуатации летней резины зимой. За это предусмотрено законное наказание. Отрицательная температура воздуха делает такие шины избыточно жёсткими. В результате уменьшается пятно контакта и сила трения. Управляемость стремится к нулю, а тормозной путь к бесконечности. Половина ДТП зимой случаются из-за езды на летних шинах. В итоге за "экономию" приходится расплачиваться дорогим ремонтом и здоровьем.
На зимней резине летом ездить не запрещено. Однако у такой эксплуатации есть масса неприятных последствий, начиная с повышенного расхода топлива, и заканчивая плохой управляемостью с ускоренным износом рисунка протектора.
Примечание. Отсутствие запрета и штрафа за езду летом на зимней резине распространяется только на нешипованные покрышки. Если шины с шипами, их запрещено эксплуатировать с 1 июня. За это предусмотрен штраф.
Учитываем индекс нагрузки и скорости
Индекс нагрузки — это число в маркировке, которое обозначает максимальный допустимый вес на одну такую шину. Указанная в маркировке цифра не соответствует массе в килограммах напрямую. Для расшифровки применяются индексные таблицы. Чтобы подобрать шины по этому параметру, учитывается вся масса полностью загруженного автомобиля и то, что колёс четыре.
Индекс скорости — это большая латинская буква, следующая в маркировке сразу за индексом нагрузки. Чем ближе эта буква к концу алфавита, тем большую скорость могут выдерживать покрышки. Например, буквы S, T, U и H — соответствуют скоростям 180, 190, 200 и 210 км/ч.
Какой индекс нагрузки шин выбрать — зависит от марки и модели автомобиля, а также от стиля вождения водителя.
Последствия эксплуатации шин с неподходящим индексом нагрузки и скорости
Если установить на машину покрышки с недостаточно высокими индексами нагрузки и скорости, они могут лопнуть и разрушиться во время движения по трассе, создав серьёзную аварийную ситуацию. Как правило, чем больше индекс, тем дороже резина. И это один из критериев, на котором не стоит экономить, так как последствия обойдутся гораздо дороже.
Какой размер выбрать?
У любой автомобильной шины есть три основных размера:
- Ширина.
- Высота.
- Посадочный диаметр.
При этом, на одну и ту же машину сами производители допускают установку покрышек с разными размерами в определённом диапазоне. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно точно знать, как читать маркировку шин.
Правильно читаем маркировку
Стандартная маркировка и основной параметр после сезонности выглядит так:
xxx/yy Rzz, где:
- xxx — это ширина шины, расстояние между боковыми сторонами, выраженное в миллиметрах;
- yy — это высота шины, грубо говоря, расстояние между колёсным диском и дорожным покрытием, выраженное в процентном отношении к ширине;
- Rzz — посадочный диаметр, который должен соответствовать диаметру колёсного диска, выраженному в дюймах.
Пример. На покрышке написано: 205/55 R16. Согласно этой маркировке, ширина шины составляет 205 мм, высота — 55% от 205 мм (примерно 112 мм), посадочный диаметр — 16 дюймов.
Примечание. Начинающих автовладельцев вводит в заблуждение буква R в маркировке, которая ошибочно интерпретируется, как радиус. Это первая буква от английского слова radial, что означает — радиальная шина (то есть, тип конструкции). Цифра возле этой буквы всегда означает диаметр.
Дополнительные надписи
На шинах разных производителей есть вспомогательные надписи, предназначенные либо для дополнительного информирования пользователя, либо для рекламы.
Наиболее распространённые надписи следует понимать так:
- звезда, две или три латинские буквы, иногда в овальной обводке — это омологация, то есть полная совместимость резины с автомобилями конкретных марок;
- надпись FR — встречается на шинах марки Continental и обозначает наличие бортика, защищающего колёсный диск от механических повреждений;
- надписи XL, Extra Load — это маркировка, которая обозначает, что допустимая нагрузка на покрышку увеличена на 3-4 пункта;
- надпись OUTSIDE — обозначена внешняя сторона, что необходимо учитывать при установке асимметричных шин;
- надписи M+S или эти же буквы отдельно — сезонность резины или тип дорожного покрытия, где М — это Mud (грязь), S — Snow (снег), обе буквы — всесезонная резина;
- символ горы со снежинкой — маркировка зимней резины, обычно располагается рядом с предыдущими буквами;
- надписи типа TUBELESS — указывают на тип камеры или возможность эксплуатации без камеры;
- знаки >> или/или надпись ROTATION — обозначает направление вращения покрышки на колесе движущегося вперёд автомобиля.
На шинах также есть название бренда (производителя), модель, дату выпуска, износостойкость, устойчивость к нагреву, индекс топливной экономичности и шумности и другие обозначения.
Последствия неправильного выбора размеров
На один и тот же автомобиль допускается установка резины разных размеров. Причём, это справедливо для всех основных размеров — ширины, высоты и диаметра. Однако здесь существуют некоторые ограничения. Например, чтобы установить на машину покрышки большего диаметра, потребуются колёсные диски соответствующего размера. Также учитывайте рекомендации производителя.
Шины большего диаметра обычно устанавливают для того, чтобы улучшить вид автомобиля. Дополнительно такой тюнинг незначительно повышает проходимость и комфорт при движении по неровностям. Минус больших колёс — увеличение времени разгона и повышение расхода топлива. Кроме того, чрезмерно большие колёса могут задевать арки при разворотах. С шинами меньшего диаметра картина противоположная.
Ширина шин влияет на управляемость автомобиля, а также незначительно на шумность и расход топлива. Чем шире, тем лучше для ровного дорожного покрытия, грязи и песка. На мокром покрытии и в снежной "каше" лучше работают более узкие покрышки.
Высота влияет на внешний вид машины, ради чего часто и устанавливают так называемую низкопрофильную резину. Однако следует учитывать, что на таких колёсах ухудшается комфортабельность автомобиля, а также повышается риск повреждения дисков при наезде на препятствия и неровности.
Даже протектор влияет на выбор резины для машины
Перед тем, как выбрать шины на лето, следует разобраться в существующих конфигурациях протектора. От рисунка зависит цена резины, а также её "приспособленность" к различным дорожным условиям.
По рисунку протектора различают категории покрышек:
- направленные;
- ненаправленные;
- асимметричные;
- симметричные.
Рассмотрим особенности каждой категории.
Направленные
Направленный рисунок — это когда прорези протектора направлены к внешней стороне. Такая конфигурация предназначена для наиболее эффективного и быстрого отвода из-под пятна контакта воды, грязи, снежной "каши".
Ненаправленные
Ненаправленный рисунок — это когда прорези протектора замыкаются сами на себя, не имея чёткой линии к краю шины. Хорошо работают с грязью, свежим снегом, льдом, песком, на гравийном покрытии.
Асимметричные
Асимметричный рисунок — это когда прорези протектора на одной половине отличаются от прорезей на другой половине покрышки. Важно помнить, что такие шины нельзя менять или путать местами при установке на одной и той же оси. В противном случае они не будут отрабатывать так, как это задумано производителем.
Симметричные
Симметричный рисунок — это когда прорези протектора на одной половине зеркально идентичные другой половине. Преимуществом таких колёс является нетребовательность к стороне установки на автомобиле.
Оцениваем производителя
От производителя зависит цена и качество резины. Оценить производителя можно по отзывам или по рекомендациям специалистов.
Наиболее известные производители шин:
- Nokian
- Goodyear
- Michelin
- Continental
- Hankook
- Pirelli
В интернет-магазине 24Колеса представлена резина более, чем 50 проверенных временем производителей с превосходной репутацией. Какого производителя шин выбрать — решать вам.
Где лучше покупать резину для автомобилей?
Самый простой и быстрый способ купить резину для машины, и не ошибиться с выбором — это обратиться в специализированный магазин или автосалон. Компания 24Колеса предоставляет бесплатную консультацию и оказывает помощь в выборе шин, а также предлагает профессиональную замену и сезонное хранение покрышек.
- Комментарии